Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Теория корабля и гидродинамика

26.04.02.06 Теория корабля и гидродинамика

форма обучения: Очная форма

Предметы


Экзамен по специальности - 40

Теги
#вычислительные технологии, #нелинейные процессы динамики корабля, #движительно-рулевые комплексы, #гидроаэродинамика

Контактное лицо

Ткаченко Игорь Вячеславович

Ученое звание:
профессор РАН
Ученая степень:
д.т.н.

Руководитель программы

Ткаченко Игорь Вячеславович
2 года

Учебные корпуса

Корпус А, Корпус У, Корпус Б

Выпускающие кафедры

Файлы



Описание программы

Гидродинамика и теория корабля (динамика корабля) являются основополагающими областями знаний современного процесса судостроения. На их основе выбирается тип, формируется облик и назначаются все основные проектные характеристики создаваемого судна. 
За большинством лаконичных формул и неравенств, реализующих критерии, условия, рекомендации и ограничения на выбор конструктивных характеристик судна и его элементов стоят порой масштабные, многолетние и дорогостоящие теоретико-экспериментальные и расчетные исследования специалистов по динамики корабля. 
Особенно важна роль таких исследований, когда речь идет о создании судов нового типа, опыт проектирования, а, тем более, эксплуатации которых отсутствует. История кораблестроения предоставляет нам массу печальных примеров игнорирования, пренебрежения и недооценки рекомендаций специалистов по гидромеханике и теории корабля. 
В современных условиях, когда, казалось бы, накоплен огромный опыт проектирования и эксплуатации судов различных типов и классов, роль специалистов по теории корабля и гидродинамики еще больше повышается. Это обусловлено тем, что практика предъявляет к судам новые тактико-технические и потребительские требования, удовлетворение которых возможно лишь путем многофакторной оптимизации проектно-конструкторских решений. Способность гидромехаников и динамиков увидеть общую физическую картину исследуемых процессов, создать адекватную ей математическую модель и реализующее ее программное обеспечение играет решающую роль в решении подобных проблем.
Вышесказанное означает, что основными достоинствами выпускника профиля «Теория корабля и гидродинамика» являются: 
 - широкий физический и математический кругозор, позволяющий ему уверенно собрать воедино физические факторы, определяющие существо решаемой задачи и дать им математическую интерпретацию; 
 - высокая компьютерная грамотность, обеспечивающая создание или выбор из имеющихся пакетов сообразного требованиям программного обеспечения; 
 - аналитическое мышление, являющееся залогом всеобъемлющего понимания цели исследования и детального, глубокого анализа и толкования полученного результата. 
Для приобретения студентом всех указанных достоинств на кафедрах гидроаэромеханики и морской акустики (ГАММА) и теории корабля (ТК) имеются все необходимые учебно-методические средства, включающие разнообразное, во многом уникальное, лабораторное оборудование, современные вычислительные комплексы, учебники и учебные пособия.
Подавляющее большинство выпускников легко находят работу по специальности во всех известных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях Санкт-Петербурга, имеющих отношение к судостроению и эксплуатации морского флота. Они востребованы также в Нижнем Новгороде, Зеленодольске и соответствующих центрах Дальнего Востока.  Следует подчеркнуть, что уровень подготовки выпускников позволяет им работать и в других областях научно-технической деятельности, требующих схожих профессиональных навыков.
Студенты профиля "Теория корабля и гидродинамика" участвуют в научных школах, научных проектах и стипендиальных программах (British Petroleum, фонд  Ли Бейчжи и т.п. совместно с СПбГМТУ) (3-5 чел. ежегодно).
Программу научных школ ведут зарубежные профессора из Норвегии, Дании, Финляндии, ФРГ, США, Азербайджана (морские нефтегазовые сооружения).
Участие в программах возможно с 1 курса (первый год обучения по профилю магистратуры). Наиболее предпочтительным иностранным языком является английский. По поводу участия в международных программах обмена следует обращаться на ФКиО, каф. ТК, ГАММА.
Студенты-выпускники профиля "Теория корабля и гидродинамика" успешно участвуют в независимых конкурсах на трудоустройство в иностранных фирмах и их филиалах в РФ (в 2011, 2013 г. – Норвегия, FMC Technologies, в 2010, 2011 г. – филиал канадской Pratt & Whitney, СПб, в 2005 г. – Boeing-Russia, Москва).
С 2015 г. студенты профиля составляют основу контингента обучающихся на базовой кафедре «Гидромеханики» в Крыловском государственном научном центре с возможностью трудоустройства в КГНЦ без отрыва от обучения уже на 1-м курсе.


Цель программы

Освоение программы магистратуры, включающей знания по статике корабля, ходкости корабля, гидромеханике, качке корабля, теории волн и теории крыла, теории турбулентности и вычислительной гидродинамики, экспериментальной механике, компьютерного инжиниринга. Способности применять полученные знания на практике.

Достижения

НИР «Триада-К» 2014-2016 гг

Дисциплины

  • Вычислительная механика жидкости и газа
  • Динамика корабля
  • Ледовая ходкость
  • Судовые системы
  • Теория турбулентности
  • Ходкость корабля
  • Экспериментальная гидроаэродинамика

Преподаватели

Темы выпускных квалификационных работ

  • Качка корабля в стесненных условиях (в канале, параллельно причалу и т.д.)
  • Качка плавучих погружных установок
  • Моделирование гидрофизических процессов в океане
  • Моделирование кавитации на движительно-рулевых комплексах
  • Нелинейные процессы качки корабля
  • Проблемы слошинга в грузовых емкостях
  • Расчет аэродинамических характеристик экранопланных систем
  • Расчет гидродинамических характеристик объектов морской техники


Набор компетенций

готовность участвовать в разработке проектов судов и средств океанотехники, энергетических установок и функционального оборудования, судовых систем и устройств, систем объектов морской (речной) инфраструктуры с учетом технико-эксплуатационных, эргономических, технологических, экономических, экологических требований (ПК-1); 
готовность участвовать в технологической проработке проектируемых судов и средств океанотехники, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, судовых систем и устройств, систем объектов морской (речной) инфраструктуры (ПК-4); 
готовность участвовать в экспериментальных исследованиях мореходных, технических и эксплуатационных характеристик и свойств морской техники, систем объектов морской (речной) инфраструктуры, включая использование готовых методик, технических средств и оборудования, а также обработку полученных результатов (ПК-9); 
готовность участвовать в научных исследованиях основных объектов, явлений и процессов, связанных с конкретной областью специальной подготовки (ПК-12); 
готовность участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания, реновации и ремонта судов и средств океанотехники, энергетических установок, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем, систем объектов морской (речной) инфраструктуры с использованием типовых методик расчетов (ПК-18);

Трудоустройство и востребованность профессии

Крыловский ГНЦ, ЦТСС, МО РФ, ЦНИИМФ, ПКБ "Северное", ЦКБ МТ "Рубин", СПМБМ "Малахит", ОАО "Адмиралтейские верфи", ЦМКБ "Алмаз", Морской Регистр Судоходства и др.

Практика и стажировки для студентов

ФГУП "КГНЦ"; СПМБМ «Малахит», ЦМКБ "Алмаз".

Партнеры

  • СПМБМ «Малахит»
  • ФГУП "КГНЦ"


Выпускники

  • Васильев Антон (Год выпуска 2017)
    Место работы: специалист в области экспериментальной гидродинамики
  • Макарова Валентина (Год выпуска 2017)
    Место работы: ассистент кафедры ТК, специалист в области динамики корабля
  • Федосеев Сергей (Год выпуска 2017)
    Место работы: инженер ЦНИИМФ, специалист по гидродинамике и динамики корабля