Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Вычислительные технологии механики корабля

26.03.02.06 Вычислительные технологии механики корабля

форма обучения: Очная форма

Предметы


Русский язык - 38
Математика - 33
Физика - 38

Теги
#Гидроаэродинамика, #вычислительные технологии, #нелинейные процессы динамики корабля, #прочность корабля, #напряженно-деформируемые состояния, #движительно-рулевые комплексы

Контактное лицо

Родионов Александр Александрович

Ученое звание:
профессор
Ученая степень:
д.т.н.

Руководитель программы

Ткаченко Игорь Вячеславович
4 года

Учебные корпуса

Корпус Б, Корпус А, Корпус У

Выпускающие кафедры

Файлы



Описание программы

Строительная механика (прочность), гидродинамика и теория корабля (динамика корабля) являются основополагающими областями знаний современного процесса судостроения. На их основе выбирается тип, формируется облик и назначаются все основные проектные характеристики создаваемого судна. 

За большинством лаконичных формул и неравенств, реализующих критерии, условия, рекомендации и ограничения на выбор конструктивных характеристик судна и его элементов стоят порой масштабные, многолетние и дорогостоящие теоретико-экспериментальные и расчетные исследования специалистов по механике корабля.

Особенно важна роль таких исследований, когда речь идет о создании судов нового типа, опыт проектирования, а, тем более, эксплуатации которых отсутствует. История кораблестроения предоставляет нам массу печальных примеров игнорирования, пренебрежения и недооценки рекомендаций специалистов по прочности, гидромеханике и теории корабля.

В современных условиях, когда, казалось бы, накоплен огромный опыт проектирования и эксплуатации судов различных типов и классов, роль специалистов по механике корабля еще больше повышается. Это обусловлено тем, что практика предъявляет к судам новые тактико-технические и потребительские требования, удовлетворение которых возможно лишь путем многофакторной оптимизации проектно-конструкторских решений. Способность прочнистов, гидромехаников и динамиков увидеть общую физическую картину исследуемых процессов, создать адекватную ей математическую модель и реализующее ее программное обеспечение играет решающую роль в решении подобных проблем.

Вышесказанное означает, что основными достоинствами выпускника профиля «Вычислительные технологии механики корабля» являются:

- широкий физический и математический кругозор, позволяющий ему уверенно собрать воедино физические факторы, определяющие существо решаемой задачи и дать им математическую интерпретацию;

- высокая компьютерная грамотность, обеспечивающая создание или выбор из имеющихся пакетов сообразного требованиям программного обеспечения;

- аналитическое мышление, являющееся залогом всеобъемлющего понимания цели исследования и детального, глубокого анализа и толкования полученного результата.

Для приобретения студентом всех указанных достоинств на кафедрах строительной механики корабля (СМК), гидроаэромеханики и морской акустики (ГАММА) и теории корабля (ТК) имеются все необходимые учебно-методические средства, включающие разнообразное, во многом уникальное, лабораторное оборудование, современные вычислительные комплексы, учебники и учебные пособия.

Подавляющее большинство выпускников легко находят работу по специальности во всех известных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях Санкт-Петербурга, имеющих отношение к судостроению и эксплуатации морского флота. Они востребованы также в Нижнем Новгороде, Зеленодольске и соответствующих центрах Дальнего Востока. Следует подчеркнуть, что уровень подготовки выпускников позволяет им работать и в других областях научно-технической деятельности, требующих схожих профессиональных навыков.

Студенты профиля "Вычислительные технологии механики корабля" участвуют в научных школах, научных проектах и стипендиальных программах (British Petroleum, фонд Ли Бейчжи и т.п. совместно с СПбГМТУ) (3-5 чел. ежегодно).

Программу научных школ ведут зарубежные профессора из Норвегии, Дании, Финляндии, ФРГ, США, Азербайджана (морские нефтегазовые сооружения).

Участие в программах возможно с 4 курса (последний год обучения по профилю бакалавриата). Наиболее предпочтительным иностранным языком является английский. По поводу участия в международных программах обмена следует обращаться на ФКиО, каф. ТК, ГАММА, СМК.

  • Студенты-выпускники профиля "Вычислительные технологии механики корабля" успешно участвуют в независимых конкурсах на трудоустройство в иностранных фирмах и их филиалах в РФ (в 2011, 2013 г. – Норвегия, FMC Technologies, в 2010, 2011 г. – филиал канадской Pratt & Whitney, СПб, в 2005 г. – Boeing-Russia, Москва).

С 2014 г. студенты профиля составляют основу контингента обучающихся на базовой кафедре «Прочности и конструкции судов», с 2015 г. - и на базовой кафедре «Гидромеханики» в Крыловском государственном научном центре с возможностью трудоустройства в КГНЦ без отрыва от обучения уже на 3-м курсе.

Варианты трудоустройства:

- проектные, расчетные и конструкторские отделы проектных институтов, проектно-конструкторских бюро, отделения гидромеханики и прочности научно-исследовательских институтов, бюро экспертизы, инженерные центры машиностроительных и судостроительных производств (Крыловский ГНЦ, ЦТСС, НИИКиВ академии им. Кузнецова МО РФ, ЦНИИМФ, ПКБ "Северное", ЦКБ МТ "Рубин", СПМБМ "Малахит", ОКБ з-да им. В.Я. Климова, ОАО "Адмиралтейские верфи", КБ Спецматериалов, Pratt & Whitney, ЦКБ "Алмаз", ООО "Агат дизайн бюро", ООО "MTD Ltd", ОАО "Трансмост", ОАО "Мостотрест" и др.).


Цель программы

Освоение программы бакалавриата, включающей знания по статике корабля, ходкости корабля, гидромеханике, качке корабля, теории волн и теории крыла, строительной механике и прочности корабля, прочности быстроходных судов и судов ледового класса, вычислительной гидромеханике, экспериментальной механике, компьютерного инжиниринга. Способности применять полученные знания на практике.

Достижения

НИР «Триада-К» 2014-2016 гг.

Дисциплины

  • Вибрация корабля
  • Вычислительная механика жидкости и газа
  • Вычислительная механика пластичности и разрушения
  • Динамика корабля
  • Современные проблемы прочности судов
  • Строительная механика корабля
  • Ходкость корабля
  • Экспериментальная гидроаэродинамика

Преподаватели

Темы выпускных квалификационных работ

  • Качка корабля в стесненных условиях (в канале, параллельно причалу и т.д.)
  • Моделирование кавитации на движительно-рулевых комплексах
  • Нелинейные процессы качки корабля
  • Проблемы слошинга в грузовых емкостях
  • Сопоставительный анализ перекрытия из стали и полимерных композиционных материалов


Набор компетенций

готовность участвовать в разработке проектов судов и средств океанотехники, энергетических установок и функционального оборудования, судовых систем и устройств, систем объектов морской (речной) инфраструктуры с учетом технико-эксплуатационных, эргономических, технологических, экономических, экологических требований (ПК-1);

готовность участвовать в технологической проработке проектируемых судов и средств океанотехники, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, судовых систем и устройств, систем объектов морской (речной) инфраструктуры (ПК-4);

готовность участвовать в экспериментальных исследованиях мореходных, технических и эксплуатационных характеристик и свойств морской техники, систем объектов морской (речной) инфраструктуры, включая использование готовых методик, технических средств и оборудования, а также обработку полученных результатов (ПК-9);

готовность участвовать в научных исследованиях основных объектов, явлений и процессов, связанных с конкретной областью специальной подготовки (ПК-12);

готовность участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания, реновации и ремонта судов и средств океанотехники, энергетических установок, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем, систем объектов морской (речной) инфраструктуры с использованием типовых методик расчетов (ПК-18);

Трудоустройство и востребованность профессии

Крыловский ГНЦ, ЦТСС, МО РФ, ЦНИИМФ, ПКБ "Северное", ЦКБ МТ "Рубин", СПМБМ "Малахит", ОАО "Адмиралтейские верфи", ЦМКБ "Алмаз", Морской Регистр Судоходства и др.

Практика и стажировки для студентов

ФГУП "КГНЦ"; СПМБМ «Малахит»

Партнеры

  • СПМБМ «Малахит»
  • ФГУП "КГНЦ"


Выпускники

  • Бондарь Михаил (Год выпуска 2016)
    Место работы:

     инженер Крыловского государственного научного центра, отделение прочности и надежности конструкций, специалист по расчету изделий из полимерных композитов, магистрант кафедры СМК СПбГМТУ (выпуск в 2018 г.)

  • Хлыстова Ксения (Год выпуска 2016)
    Место работы:

     инженер АО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота», специалистка по гидродинамике и прочности гребных винтов, магистрант кафедры «ГАММА» СПбГМТУ (выпуск в 2018 г.)