Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Экономический факультет

Деканат


  • +7 (812) 757-17-11
  • def@smtu.ru
  • Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 101, ауд. 524, 525

В 2019 году экономический факультет СПбГМТУ отмечает 80 лет со дня своего создания. Это факультет с историей, большим накопленным научным и учебно-методическим опытом. Созданный как инженерно-экономический, факультет целенаправленно готовил специалистов для судостроительной отрасли. В начале 90-х годов стало очевидно, что наиболее востребованными на рынке являются экономисты и менеджеры широкого профиля. Факультет получил название экономический, и стал осваивать новые направления и профили обучения, новые дисциплины с учетом изменившихся экономической конъюнктуры и международного опыта преподавания.

Цифровая экономика, государственная политика в области инновационного развития наукоемких отраслей промышленности, государственная политика в области укрепления национальной и экономической безопасности Российской Федерации предъявляют сегодня новые требования к профессиональным компетенциям современных кадров, делают необходимым процесс интеграции промышленного комплекса и научно-образовательных учреждений и институтов. Интеграция затрагивает бизнес-процессы, производственные, научные и образовательные процессы. В этой связи современные выпускники экономисты и менеджеры в своих профессиональных компетенциях уже во время обучения должны накапливать инновационную, отраслевую, производственную составляющие, выраженные конкретными теоретическими знаниями, практическими навыками и научно-исследовательским опытом.

Отдельным важным событием, подтверждающим реализацию государственной инновационной политики, политики в области военно-морской деятельности, политики в области высшего образования, государственной программы РФ «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» стало выделение 25 контрольных цифр приема (бюджетных мест) Министерством образования СПбГМТУ на 2019-20 гг. - 15 бюджетных мест по направлению экономика, и 10 бюджетных мест по направлению менеджмент. 

На протяжении всей истории экономического факультета наши студенты востребованы научно-исследовательскими организациями, судостроительными предприятиями, финансово-экономическими и бухгалтерскими службами предприятий судостроения, организаций машиностроения и приборостроения, службами менеджмента высшего и среднего звена современного бизнеса, аудиторскими и консалтинговыми компаниями, кредитными и страховыми организациями, налоговыми инспекциями. Наши выпускники осуществляют профессиональную деятельность в коммерческих и государственных структурах, малом бизнесе, создают собственные компании.

Высокую востребованность экономистов и менеджеров СПбГМТУ подтверждают:

  1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р,
  2. Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности, утвержденные указом президента РФ от 20 июля 2017 года №327,
  3. Государственная программа Российский Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», утвержденная Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 02.12.2013 N 349-ФЗ
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р,
  5. И другие нормативно-правовые документы РФ.

Экономический факультет представлен следующими основными кафедрами

  • Управления судостроительным производством
  • Экономики судостроительной промышленности
  • Бухгалтерского учета и аудита
  • Экономической теории
  • Эргономики, экологии и трудового права

 

Бакалаврская программа

Наименование и номер направления/специальности предусматривают следующие наименования профиля подготовки:

38.03.01 Экономика (очная, очно-заочная, заочная формы обучения)

  • Бухгалтерский учет, аудит и правовое обеспечение хозяйственной деятельности
  • Финансы и кредит
  • Экономика предприятия и предпринимательство

38.03.02 Менеджмент (очная, очно-заочная формы обучения)

  • Управление предприятиями наукоемких отраслей промышленности

Направления и профили, предусмотренные бакалаврской программой, дают обширную теоретическую подготовку в области производственного менеджмента, экономики предприятия, бухгалтерского учета, аудита, предпринимательского права, финансового менеджмента. Дисциплины, предусмотренные учебными программами, обеспечивают высокий профессиональный уровень будущих выпускников, а практическая подготовка по ряду специальных дисциплин гарантирует глубокие знания профессии.

Магистерская программа

Наименование и номер направления/специальности предусматривают следующие наименования программы подготовки:

38.04.01 Экономика (очная, очно-заочная, заочная формы обучения)

  • Экономика инноваций и финансовый консалтинг

38.04.02 Менеджмент (очная, очно-заочная формы обучения)

  • Менеджмент инновационного развития предприятий и организаций

Магистерская программа главной задачей ставит высокий уровень теоретической и практической профессиональной подготовки будущих выпускников, готовя высококвалифицированные кадры для научно-исследовательских институтов и реального сектора экономики. У магистрантов в дальнейшем есть возможность поступления в аспирантуру по направлению «Экономика», изучения и личностного профессионального приложения в области актуальных научных тенденций экономики

Преимущества обучения на экономическом факультете

Студенты экономического факультета формируют свои знания в соответствии с учебными планами основных кафедр: обеспечивая высокий уровень теоретических и практических знаний и гарантию глубокого знания профессии.

Бакалаврская и магистерская программы, предусмотренные на экономическом факультете, обеспечивают два уровня высшего образования, позволяя последовательно развивать полученные профессиональные знания, умения и навыки в области экономики предприятия, бухгалтерского учета, аудита, производственного менеджмента, предпринимательства и ведения бизнеса. Учебные планы программ предусматривают дисциплины: организацию производства, стратегический менеджмент, управление верфью, управление человеческими ресурсами, основы логистики, маркетинг, методы и модели в экономике, бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет, бухгалтерскую финансовую отчетность, аудит, международные стандарты аудита и финансовой отчетности, внешнеэкономическую деятельность, учет и аудит ценных бумаг, учет и анализ банкротств, бизнес-планирование, оценку и внедрение инноваций, государственные и муниципальные финансы, деньги, кредит, банки, банковское дело, оценку инвестиций, экономику недвижимости, валютные операции, корпоративные финансы, финансовый менеджмент, комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, экономическую безопасность, теорию отраслевых рынков, рынок ценных бумаг, деловую этику, финансовые и правовые основы отрасли, основы договорных отношений в судостроении и другие дисциплины.

Такое сочетание фундаментальных теоретических знаний и приобретенных практических навыков позволяет выпускникам подготовиться к научной и руководящей работе в избранной области. Студенты осваивают прикладные задачи в области современного программного обеспечения для решения сложных экономических вопросов в области организации и ведения бизнеса, деловых игр и принятия решений. Наряду с обязательными дисциплинами предусмотрено личностно-ориентированное обучение студента, дисциплины по выбору позволяют учесть его индивидуальные профессиональные интересы. В программу бакалавриата и магистратуры входят семинары, выступления с докладами на конференциях, участие в научно-исследовательских работах, педагогическая и научно-производственная практики. На экономическом факультете имеется возможность изучения и совершенствования знания иностранных языков, преподавание ряда дисциплин ведется на иностранных языках: деловой иностранный язык, финансовый анализ и другие.

Подобная подготовка делает наших выпускников конкурентоспособными на рынке человеческого капитала как в Российской федерации, так и за рубежом.

Интеграция бизнес и производственных процессов судостроительной промышленности и научной и образовательной деятельности СПбГМТУ предопределяет инновационный потенциал, знание теоретических законов и тенденций рыночной экономики. Что является залогом получения конкурентных и инновационных преимуществ Российской Федерации, предложения рынку необходимых боевых надводных кораблей и подводных лодок, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне.

 

Возможности профессиональной, социальной и культурной адаптации студентов экономического факультета

Ежегодно на очное отделение экономического факультета СПбГМТУ принимается около 120 человек, за годы работы факультета состоялось более шестидесяти выпусков, а это значит, более 70 тысяч специалистов вышли из стен экономического факультета.

Экономический факультет реализует основные образовательные программы высшего профессионального образования в интересах отечественного кораблестроения, оборонно-промышленного комплекса и Военно-Морского Флота РФ. Факультет построил систему партнерских отношений и с многочисленными коммерческими и государственными предприятиями и учреждениями как Санкт-Петербурга, так и других городов России и за рубежом.

Экономический факультет имеет давние связи с европейскими университетами. Действует программа обмена студентами с зарубежными вузами, в частности экономическим факультетом Университета г. Росток, Германия.  Ежегодно студенты и аспиранты проходят стажировку, получая возможность изучения современной зарубежной экономической литературы, знакомства с деятельностью европейских промышленных предприятий, предприятий судостроительной промышленности, участия в международных конференциях.

В рамках стратегического партнерства студенты экономического факультета приобретают практические навыки по специальности при прохождении производственной и производственной преддипломной практики в АО «Адмиралтейские верфи», ПАО Судостроительный завод «Северная верфь», ЦМКБ «Рубин», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», АО «ЦТСС», ПАО ЦКБ «Айсберг», Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения Малахит, «НПП» Краснознаменец»,  ИФНС по Санкт-Петербургу, ЗАО «Гостиничный комплекс «Астория» и другие.

Студенты экономического факультета живут активной творческой и спортивной жизнью, играют в КВН, участвуют и побеждают в молодежном фестивале «Весна на Лоцманской», конкурсе красоты «Жемчужина Балтики», организуют факультетские праздники, принимают участие в спортивных соревнованиях городского, общероссийского и международного уровня. Студенты экономического факультета, наряду со студентами других факультетов университета, имеют возможность пройти обучение на кафедре военной подготовки и получить военный билет.

История

В 30-х годах в нашей стране шел бурный рост промышленности. Развивалась и судостроительная промышленность, которая обрела отраслевую самостоятельность. Указом президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1939 г. был создан Народный Комиссариат судостроительной промышленности.

В это время насчитывалось более 700 вузов, но не одно из них не готовило инженеров-экономистов судостроительной специальности. При этом экономике, управлению, организации и планированию производства предприятий отводилась особая роль.

В 1939 году по ходатайству Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР постановлением правительства был организован инженерно-экономический факультет Ленинградского Кораблестроительного Института (ЛКИ) со специальностью "Экономика и организация судостроительной промышленности" со сроком обучения 5 лет. Это был четвертый факультет ЛКИ, после кораблестроительного, судомеханического и вечернего.

Организация и подготовка к его открытию началась на год раньше и осуществлялась директором Кораблестроительного института И.И. Яковлевым и тогда еще доцентом, к.э.н. С.П. Логиновым. В том же году факультет приступил к набору студентов и организации занятий сразу на первых трех курсах, при этом на первый курс приняты отличники и лица успешно сдавшие вступительные экзамены. Второй и третий курсы были укомплектованы "переводниками" из других вузов и факультетов ЛКИ. Деканом факультета был утвержден к.э.н. доцент С.П. Логинов.

Инженер-кораблестроитель, оканчивающий курс обучения в ЛКИ или на инженерно-экономическом факультете, должен был владеть в совершенстве как инженерными знаниями по специальности, так и достаточными знаниями в области экономики и организации производства, знать и уметь вести учет работы, выявлять резервы производства, определять экономическую эффективность новой техники и технологий, повышать эффективность производства.

В этих целях на инженерно-экономическом факультете (ИЭФ) были созданы три кафедры. Кафедру организации и планирования производства возглавил д.т.н. профессор А.М.Челноков, кафедру экономики судостроительной промышленности - д.э.н. профессор С.П.Логинов, тогда еще к.э.н., кафедру учета и финансирования - к.э.н. доцент Б.В.Иванов.

К преподаванию на инженерно-экономическом факультете были привлечены высококвалифицированные профессора и преподаватели, в том числе в области кораблестроительных и машиностроительных дисциплин.

В начале великой отечественной войны на территории института был сформирован 264 отдельный пулеметный батальон, многие студенты и преподаватели ушли на фронт. Институт был эвакуирован в город Горький, а инженерно-экономический факультет временно прекратил свою деятельность.

Процесс обучения был восстановлен только в 1944 году, факультет возглавил к.т.н., доцент С.М.Турунов. Был проведен набор абитуриентов на 1-й курс в блокадном Ленинграде. Старшие курсы пополнялись студентами, возвращающимися из армии. Первый выпуск специалистов состоялся в 1945 году.

На инженерно-экономическом факультете практические занятия введены с 1948 года, которые проводились в виде семинаров, а с 1969 года были разработаны задачи, методика решения которых рассматривалась на типовых примерах в аудиториях.

В 1971 году коллектив авторов кафедры экономики судостроительной промышленности ЛКИ разработал и опубликовал методическое руководство по экономическим расчетам в судостроении, что положило начало единой системе проведения практических занятий по экономике со всеми студентами всех специальностей кораблестроительных вузов и факультетов страны.

Изучение методов решения технико-экономических задач с некоторым опережением этапов курсового проектирования призвано было обеспечить процесс проектирования расчетными экономическими обоснованиями.

В период в 1951-1979 годы преподавателями ИЭФ было издано свыше 50 учебников и учебных пособий. Основателями фундамента научной литературы для инженерно-экономического факультета ЛКИ стали д.э.н. С.П. Логинов, д.т.н. А.М. Челноков, д.э.н. Р.М. Петухов, д.э.н. В.В. Волостных, д.т.н. Л.Б. Бреслав (является одним из основателей новой научной дисциплины - военно-экономического анализа) и д.т.н. А.М. Брехов, к.э.н. О. А. Робинзон-Крузо, к.э.н. А. И. Гинзбург причем большая часть литературы востребована и сегодня.

Нормальная работа факультета продолжалась до 1957 года, когда был прекращен набор на 1-ый курс. Причиной закрытия послужило следующее обстоятельство. В связи с недостатком общежитий ЛКИ прием абитуриентов производился преимущественно из жителей Ленинграда. В этом случае большинство выпускников по разным причинам оставались в Ленинграде, где насыщенность такими специалистами была уже и так выше, чем нужно. Это создавало определенные трудности в управлении кадрами министерству судостроительной промышленности. В результате этого ИЭФ ЛКИ был закрыт.

Ликвидация ИЭФ не прошла бесследно. Шло время, промышленность развивалась быстрыми темпами, повышались требования к экономической работе на предприятиях отрасли, требования к эффективности НИОКР производства. В этот период увеличился спрос на квалифицированных инженеров-экономистов, отсутствие пополнения сильно отразилось на состоянии экономической и организационной работы в промышленности и особенно КБ и НИИ.

После большой подготовительной организационной работы в 1967 году ИЭФ в составе трех кафедр (экономики судостроительной промышленности, организации и управления производства, охраны труда) был восстановлен. Деканом был назначен к.т.н. доцент В.К. Кузьменко. В это же время было открыто вечернее отделение ИЭФ. Кроме того, велось обучение по ускоренной системе подготовки студентов, окончивших техникум и работающих на производстве. Каждый год около 2/3 выпускников инженеров-экономистов направлялись непосредственно на промышленные предприятия, а оставшаяся треть в "Румб" и другие НИИ и КБ.

Созданную в 1967 г. кафедру охраны труда возглавил привлеченный по совместительству директор НИИ Союзпроектверфь Н. М. Исаков. В 1969 г. заведующим кафедрой стал декан ИЭФ В. К. Кузьменко.

В 1970 г. был организован самостоятельный научно-административный совет, в который вошли ведущие преподаватели факультета: д.э.н., профессор Р. М. Петухов, д.э.н., профессор С. П. Логинов, д.т.н., профессор Л. Б. Бреслав, доцент В. А. Козлов, доцент В. Н. Куровский, доцент А. И. Гинзбург, ст. преподаватель И. В. Соколов, ст. преподаватель Т. А. Селезнева, ст. преподаватель В. А. Тулин.  Совет решал основные вопросы учебного процесса: совершенствование учебных планов, производственных практик, самостоятельной работы студентов, стажировки студентов, воспитания учащихся, внедрения технических средств обучения и другие.

Работа аспирантуры на кафедрах ИЭФ, рост научных кадров и большая потребность в высококвалифицированных научных работниках судостроительной промышленности позволили организовать в 1970 году Ученый совет по присуждению ученых степеней кандидата экономических наук и кандидата технических наук. С тех пор факультет подготовил и аттестовал более 70 кандидатов экономических наук. 

В 1970 г. была организована кафедра экономической теории, которую возглавила Г. Г. Делешов.

В целях совершенствования учебного процесса и научно-исследовательской работы кафедра экономики организовала отраслевую научно-исследовательскую лабораторию (ОНИЛ) «Проблем экономики судостроительной промышленности». Научно-методическое руководство лабораторией осуществлял заведующий кафедрой экономики, член-корреспондент АН КАССР, д.э.н. профессор Р.М. Петухов, который потом стал следующим деканом ИЭФ.

В свою очередь, через некоторое время кафедра управления под руководством В.В. Волостных создала отраслевую научно-исследовательскую лабораторию «Проблемы управления производством».

Большая часть профессорско-преподавательского состава факультета в 1960-1980 гг. пополнилась своими выпускниками: Р.М.Петухов, профессор, д.э.н., член-корреспондент АН КАССР, автор свыше 100 публикаций, окончил ИЭФ в 1950 г.; С.П.Логинов, профессор, д.э.н., автор свыше 70 публикаций, защитил в 1940 г. диссертацию на ученую степень к.э.н. в ЛКИ и был утвержден доцентом; Л.С.Постнова, доцент, к.э.н., автор многих методических учебных пособий, окончила ИЭФ в 1953 г.; В.В.Борхерт, доцент, к.э.н., автор ряда статей в области планирования, закончил ИЭФ ЛКИ в 1945 г.; О.А.Робинзон-Крузо, доцент, к.э.н., автор целого ряда работ и статей, окончил ИЭФ в 1948 г.; А.И.Гинзбург, профессор, к.э.н., имеет более 50 научных публикаций, закончил ЛКИ в 1960 г.; И.С.Одесская, доцент, к.э.н., автор методических и учебных пособий, закончила ЛКИ в 1960 г.; В.А.Бируля, к.т.н., профессор, автор свыше 20 публикаций, окончил ЛКИ; Т.А.Селезнева, к.э.н., доцент, автор многих учебно-методических пособий, имеет свыше 30 публикаций, окончила ИЭФ в 1959 г.; а также ст.преп. Г.Д.Бриль, ст.преп. И.М.Шелевахо, ст.преп. И.В.Брехова, ст.преп. Л.Ю.Жиганова, доцент Т.Н.Жинкина, доцент А.С.Неуступова, ст.преп. Т.А.Лиманская, ст.преп. Н.А.Суровцева. Такая преемственность сохранилась и сегодня.

Новое время внесло новую струю в жизнь экономического факультета, престижная профессия, как и раньше осталась жизненно необходимой для нашей страны в начале 90-х годов. Многое пришлось менять, переоценивать. Экономическая специальность изменила смысл, но не утратила своего предназначения. Стали востребованы новые теоретические и методические подходы, формы учебно-методического процесса.

В это нелегкое время реформ инженерно-экономический был переименован в экономический факультет и возглавил его д.э.н., профессор М.Ю. Алехин. И уже с середины 90-х годов экономический факультет начал бурно развиваться, увеличился профессорско-преподавательский состав, сотрудники постоянно участвуют в различных конференциях, появились новые учебные курсы, пособия, методические указания, публикации.  Экономический факультет идет в ногу со временем, появилось много новых дисциплин, открыты новые профили подготовки. Ежегодно на факультете проходит научно-техническая конференция с региональным участием и выпускается сборник научных статей.

В 2003 г. на экономическом факультете была открыта новая кафедра - бухгалтерского учета и аудита, кафедру возглавила к.э.н., доцент Е. А. Наумова. Новая кафедра бухгалтерского учета и аудита, поддержала традицию основателей инженерно-экономического факультета, и подтвердила потребность в специалистах данного профиля, как и ранее  -  кафедра учета и финансирования.

Кафедры, созданные на факультете, изменяли свои названия, пополнялись новым профессорско-преподавательским составом, определяли актуальные профили подготовки, но всегда оставались достойными приемниками того инженерно-экономического факультета, который в 1939 году начал подготовку экономистов и управленцев для судостроительной отрасли.

Экономический факультет сегодня находится на новом витке своего развития в первую очередь, воплощая директивы государственной политики в области инновационного развития наукоемких отраслей промышленности, государственной политики в области укрепления национальной и экономической безопасности Российской Федерации, политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности, политики в области высшего образования и государственной программы РФ «Развитие судостроения на 2013-2030 годы». С уверенностью можно говорить, что сложившийся профессорско-преподавательский состав экономического факультета – это надежный и верный буксир, который ежегодно выводит в открытое плавание большой, красивый и умный корабль экономистов и менеджеров, пополняющих востребованное и конкурентоспособное кадровое звено с глубоким знанием профессии для судостроительной отрасли и для экономики Российской Федерации в целом.